Российско-итальянский Форум-диалог по линии гражданских
обществ

Режиссер Нанни Моретти впервые посетил Москву

Итальянский режиссер, обладатель «Золотой пальмовой ветви» Нанни Моретти впервые посетил Москву в рамках ретроспективы своих фильмов, которая проходит с 8 по 17 ноября в столичном кинотеатре «Пионер». Встреча с кинематографистом прошла 10 ноября в итальянском посольстве.

«Посольство уже более двух лет проводит встречи с представителями культуры, и я очень рад, что сегодня мы продолжаем этот цикл встречей с Нанни Моретти. Наш гость впервые приехал в Россию, но я уверен, что вы все знаете его фильмы и вы знаете, насколько важен его кинематограф в культуре Италии последних десятилетий», - сказал, открывая встречу, посол Италии в Москве Чезаре Мария Рагальини. Он подчеркнул, что Моретти стал «настоящей легендой» и «культовым режиссером» для нескольких поколений итальянцев.

«Кто-то называет его дерзким и даже нахальным, другие считают его гениальным, особенным и неподражаемым. Сложно подобрать какой-то общий знаменатель к этому художнику. Безусловно, Моретти - политический режиссер, но он также режиссер интимный и, прежде всего, не банальный», - считает посол.

Моретти родился в семье учителей, с детства жил в Риме, в 20 лет обнаружил страсть к кинематографу и купил себе видеокамеру, на которую снимал вместе с друзьями первые любительские фильмы, в которых сам же и играл главные роли. В 1977 году дебютировал как актер в ленте братьев Тавиани, а уже на следующий год представил свой профессиональный режиссерский дебют - фильм «Это бомба», - который сразу же попал в конкурс Каннского кинофестиваля и принес ему широкую известность. В этом фильме, как и во многих других, Моретти сам играл главные роли.

В Каннском смотре его работы участвовали шесть раз, из них один раз - в 2001 году за психологическую драму «Комната сына» - он получил «Золотую пальмовую ветвь», также он был признан в Каннах лучшим режиссером за фильм «Дорогой дневник», а за последнюю на данный момент работу - «Моя мама» был удостоен приза экуменического жюри.

«Я не был профессионалом ни в области сценарного мастерства, ни в актерстве, ни в режиссуре, но, делая все это, мне удавалось, как мне кажется, снимать личное кино. Это всегда происходило естественно - начиная со своих первых документальных фильмов. Я всегда себя чувствовал раскованно и за кинокамерой, и перед ней», - рассказал во время встречи Моретти. Он подчеркнул, что, как и прежде, восхищается такими итальянскими кинематографистами, как Пьер Паоло Пазолини, Бернардо Бертолуччи, братья Тавиани, Марко Беллоккьо.

«Почему мне нравится новый кинематограф 1960-х? Потому что он у каждого сделан на свой манер, но он пытался вообразить новое кино и новое общество - он искал это. Это не был искушенный кинематограф, который занимался бы только рефлексией самого себя, но это был и не кинематограф гражданского пафоса. Он отрицал, отвергал то общество, ту кинематографическую традицию, которая досталась ему в наследство», - рассказал Моретти.

Он и сейчас старается рассматривать политически актуальный кинематограф в контексте развития искусства. «Мне не нравится, когда режиссер шантажирует зрителя, предлагая ему актуальную тему. Я не разделяю позицию режиссеров, которые говорят зрителю: «Ты должен отказаться от своих представлений о красивом и некрасивом и посмотреть мой фильм, потому что он на актуальную тему. Можно снять прекрасный фильм на любую тему, так же, как можно снять ужасный фильм на актуальную тему».

И он по-прежнему верит в то, что лучшие фильмы - это трагикомедии, снятые с ироничным высказыванием, прежде всего, по отношению к самому себе.

«В моих фильмах комедия и драма всегда сосуществуют - это мой способ вести повествование. Что касается иронии, поскольку я рассказываю о себе, своем обществе, поколении, политике, как я ее понимаю, мне кажется, говоря о себе, использовать самоиронию необходимо, иначе ты рискуешь себя выставить смехотворным, сам того не желая», - подчеркнул режиссер.

Источник: http://bit.ly/2fXRLSW

10 ноября 2016