Российско-итальянский Форум-диалог по линии гражданских
обществ

Итальянская неделя началась в ПСТГУ

29 мая 2017 года в Соборной палате Главного здания Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета состоялось торжественное открытие Итальянской недели в ПСТГУ. Цикл научных и культурных мероприятий посвящен десятилетию сотрудничества с Миланским католическим университетом (UCSC).

С приветственной речью от имени ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьева выступил проректор по международной работе протоиерей Георгий Ореханов. «Мы приняли решение начать итальянскую неделю в этом историческом зале не случайно. Здесь сто лет назад проходила большая часть заседаний Поместного Собора 1917-1918 гг.», - отметил он. 

«Сотрудничество наших университетов символично, потому что Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет – один из самых крупных Православных университетов мира, а Миланский университет является крупнейшим негосударственным университетом Европы, - заявил протоиерей Георгий Ореханов. - В течение десяти лет сотрудничество ПСТГУ с университетом UCSC активно развивалось, особенно в области гуманитарных дисциплин. На сегодняшний день более 100 студентов, в том числе 39 из Италии и 32 из России, приняли участие в студенческом обмене. В основном это студенты кафедры славистики со стороны UCSC и студенты кафедры романской филологии ПСТГУ». 

На протяжении десяти лет были организованы пять летних школ для итальянских и русских студентов: итальянские студенты изучали русский язык и литературу, а студенты из России осваивали итальянский язык и культуру. «С 2015 года сотрудничество расширилось и в нем стали участвовать педагогические факультеты от каждой стороны и одна из Высших Школ UCSC. Помимо этого, с 2016 года исследователями Лаборатории социологии религии ПСТГУ и Центра исследования семьи при UCSC реализуется совместный проект «Семья и деторождение как основа современного мира». В его рамках разрабатываются такие темы, как «Сообщество, семейные ассоциации и социальная политика», «Жизненный цикл семьи. Подростки и молодые взрослые», «Семья и культура», «Формы родительства»", - подчеркнул протоиерей Георгий Ореханов. 

Первый советник Посла Италии в Российской Федерации Вальтер Феррара поприветствовал гостей итальянской недели от имени Посла Италии в России господина Чезаре Мариа Рагальини и поблагодарил организаторов за подготовку этого «прекрасного события». «Подобная совместная деятельность является основой плодотворного сотрудничества и дает конкретные результаты в области культуры, образования и туризма", - резюмировал он. 

После торжественной части для представителей итальянской делегации была организована экскурсия по Главному зданию ПСТГУ. Гостям рассказали об истории Московского епархиального дома и Поместном соборе 1917-1918 годов. Продолжил программу концерт выпускников факультета церковного пения ПСТГУ. 

В рамках первого дня Итальянской недели состоялась лекция о «Божественной комедии»: «Данте и ценность поэзии», в которой профессор UCSC Мария Тереза Джирарди раскрыла связь поэзии Данте с политической, нравственной и духовной функциями литературы. 

Профессор Джирарди выделила религиозный аспект поэмы, заявленный самим Данте, - это стремление привести людские души к блаженству. Нравственной целью поэта при этом становится удаление от порока и приближение к добродетели. 

Проводником Данте, считает профессор Джирарди, стал античный поэт Вергилий, так как именно он представлялся автору имеющим дар слова красивого, элегантного и честного. Примечательно, что древние праведники и поэты помещены в первый круг ада, потому что родились до пришествия Спасителя, но избавлены от мучений. 

Метапоэтические аллюзии Данте в «Божественной Комедии» ярче всего проявляются в политических взглядах автора. «Божественная комедия - это великое политическое произведение», - сказала госпожа Мария Тереза Джирарди. Политическим идеалом Данте была империя - страна, которая управляется из одного центра. Об этом он пишет и в «Божественной комедии», и в своем единственном законченном произведении на латинском языке - «О монархии». Гражданской целью создания поэмы было восстановление в Италии монархии. 

Заключительными событиями первого дня форума стали две публичные лекции итальянских профессоров UCSC в Соборной палате. Профессор М. Росси рассказал о человеческой тайне в творчестве Джотто, а профессор А. Роветта рассмотрел взаимодействие света и тени, истории и реальности в произведениях Караваджо. 

Живопись Джотто ди Бондоне являет собой, по мысли профессора Росси, новый подход к изображению общения Бога и человека. Проявляется это прежде всего во взорах героев картин. Так, в изображении Христа на Тайной вечере художник стремится передать во взглядах страдания Христа и Его любовь к людям. В картине «Избиение Вифлеемских младенцев» Джотто изобразил даже слезы на лицах матерей, у которых убили детей. Так он стремился до конца проникнуть в человеческие страдания. 

Джотто в живописи и Данте в поэзии выражают общую идею о том, что человеческий опыт может выражать взгляд на вечное блаженство. Такой подход, с одной стороны, отвечал политическим запросам в Италии того времени, с другой стороны, помогал зрителям постигать сущность человека. 

Идеи Джотто продолжил через три века другой итальянский художник - Микеланджело Меризи да Караваджо, рассказал профессор А. Роветта. Он рассмотрел взаимодействие света и тени, благодати и реальности в картинах художника. Караваджо одним из первых применил особую манеру письма «кьяроскуро» — противопоставление света и тени. 

В первой своей религиозной работе – «Экстаз св. Франциска», Караваджо изображает святого, получающего стигматы Христа на основе внутреннего духовного опыта. Страдания Христа становятся личным мотивом и Франциска, и зрителя. 

Для Караваджо, как человека трудной судьбы и яркого темперамента, оказываются особенно важны трагические сюжеты: например, картина «Юдифь, убивающая Олоферна». 

Свет как символ милости Христа мы видим в картине «Мученичество святого Матфея». На втором плане изображения - автопортрет Караваджо. Чтобы сделать исторические события частью современного мира, он не только пишет исторических героев в современных ему костюмах, но изображает рядом с ними себя, как бы говоря: «Если я не присутствую в этом событии, то оно для меня не имеет смысла». 

Источник: http://bit.ly/2riTpUR

30 мая 2017