Российско-итальянский Форум-диалог по линии гражданских
обществ

Рим в офортах Пиранези: из собрания Калужского областного художественного музея

В своем главном систематическом труде – серии офортов «Виды Рима» (Vedute di Roma) – Пиранези создал грандиозную картину вечного города, сочетая топографическую точность с гротеском. Знаменитый мастер офорта работал в популярном для XVIII в. жанре ведуты (итал. veduta – вид) – это детальное изображение городского архитектурного пейзажа. При этом Пиранези не только изображал виды античных памятников, открытых при раскопках, но и создавал их реконструкции. Основной его перспективный прием – это когда автор изображает архитектурный объект на очень близком расстоянии, за счет чего сооружение практически заполняет все пространство. Древнеримские строения предстают перед зрителем в разных ракурсах, поражая воображение величественными архитектурными формами. «Ведуты» Пиранези в корне изменили античное видение и повлияли на создававшиеся впоследствии архитектурные формы и прикладное искусство. Такие произведения, как вид на монументальный мавзолей Цецилии Метеллы, или на лестницы Капитолия, или на грандиозные руины «Золотого дома Нерона», – одни из тех, которые создали широкую славу великого мастера. Поражает внимание Пиранези к деталям, проработка декора – каждая мелочь занимает художника ничуть не менее, чем общий ритм и стройность линий.

К творчеству Пиранези обращались в свое время зарубежные и русские писатели, романтики, фантасты. Иоганн Вольфганг Гете и Владимир Одоевский, Шарль Бодлер и Теофиль Готье, Виктор Гюго и Эдгар По, Иоганн Генрих Фюсли и Сальвадор Дали – это далеко не полный список почитателей Пиранези. Его произведения актуальны и сегодня: музыканты heavy metal помещают их на обложки своих альбомов, писатели посвящают им свои произведения, многочисленные цитаты «из Пиранези» встречаются в искусстве и архитектуре постмодернизма.

На выставке будут представлены 39 гравюр из серии «Виды Рима», на которых запечатлены наиболее значимые памятники архитектуры древнего Рима.

Выставка будет работать с 6 марта по 6 апреля 2014 года ежедневно с 10 до 18 часов.

Источник: http://bit.ly/1fgFvTq

19 февраля 2014