Российско-итальянский Форум-диалог по линии гражданских
обществ

Выставка «Палладио в России» откроется в Москве

Экспозиция в Царицыне посвящена истории русского палладианства до 1917 года. Впервые имя Палладио упоминается по-русски в заглавии рукописи 1699 года, приписываемой одному из князей Долгоруковых, сподвижнику Петра I. Значение рукописи огромно — это первый трактат об архитектуре на русском языке: в России имя Палладио сразу же маркировало Архитектуру, причем Архитектуру с заглавной буквы.

Расцвет русского увлечения архитектурой Палладио пришелся на время царствования Екатерины II. В 1779 году по приглашению императрицы в Россию приезжает Чарльз Камерон, а вслед за ним, в 1780 году, — Джакомо Кваренги. При Екатерине творил замечательный русский архитектор Николай Львов. Эти три великих архитектора и убежденных палладианца определили неоклассицизм — стиль, господствовавший в русской архитектуре вплоть до 1830-х годов. Палладианские прообразы легко читаются в самых разных сооружениях: в церквях, дворцах, общественных зданиях, частных домах. Виллу Ротонда под Виченцей называют самым значимым архитектурным образом для России времени неоклассицизма, недаром она послужила образцом как для собора Святой Софии в Царском Селе, символа утопического Греческого проекта Екатерины II, так и для императорских резиденций. Образ отражающегося в водной глади помещичьего дома с фронтоном и портиком — чисто палладианский знак русского Золотого века, как называют в России первую половину XIX столетия.

Около 1900 года увлечение Палладио вспыхнуло с новой силой, и интерес русского модерна к неоклассике XVIII века и ампиру, слившись с тоской по ушедшей в прошлое культуре усадеб, сделал палладианство неотъемлемой частью культуры Серебряного века.

Советское палладианство ХХ века, представленное в Государственном музее архитектуры имени А. В. Щусева, — поистине феноменальное явление. И. Жолтовский, И. Фомин, А. Щусев, начинавшие свой творческий путь до революции, и в СССР создавали произведения, пронизанные духом Палладио. Лаконичность палладианского стиля оказалась близка авангардной эстетике революции (известно, что К. Мельников был горячим поклонником творчества великого итальянца); позже влияние Палладио заметно и в сталинской архитектуре, возникшей из сложного сплава неоклассики и авангарда. Отдельный зал выставки посвящен творчеству И. Жолтовского, наиболее последовательного палладианца. Завершает экспозицию работа А. Бродского, созданная в преддверии третьего тысячелетия.

Экспозиция, подготовленная кураторами проекта, сотрудниками Эрмитажа Аркадием Ипполитовым и Василием Успенским, впервые позволяет проследить всю трехсотлетнюю историю русского палладианства и включает значительное число неизданных и неизвестных публике материалов из фондов российских музеев и архивов.

Источник: http://bit.ly/1Fg2T5z

22 апреля 2015