Впервые в России на эрмитажной выставке представлены коллекции из трех музеев Сардинии: Национального археологического музея (Кальяри), Национального археологического музея Дж. Аспрони (Нуоро), Национального археолого-этнографического музея Г.А. Санна (Сассари), которые разворачивают перед нами картину доисторической археологии острова от эпохи неолита до середины железного века.
Экспозиция организована в рамках масштабного международного выставочного проекта, объединяющего музеи Европы. Это ответ сардинских коллег на международную выставку «Цивилизации Средиземноморья», которая открылась в Кальяри в феврале 2019 года (организатор – Villaggio Globale International при поддержке Центра «Эрмитаж – Италия»). Выставка «Сардиния – остров мегалитов. От менгиров к нурагам: история в камне в сердце Средиземного моря» ранее с большим успехом прошла в Берлине, а теперь открывается в Государственном Эрмитаже, после чего она будет показана в Национальном археологическом музее в Салониках и Национальном археологическом музее в Неаполе.
Обособленное расположение Сардинии в самом сердце Средиземного моря – между Европой, Африкой и Азией – создало предпосылки для возникновения самобытной культуры. Удаленный от инородных вторжений, остров оставался «континентом в миниатюре», что позволяло населению Сардинии столетиями сохранять старинные формы цивилизации и укоренившиеся культурные традиции. Современная наука определяет важную роль Сардинии в доисторических и протоисторических контактах цивилизаций Тирренского моря, Европы и Леванта. Самобытные культуры и цивилизации, возникшие на острове несколько тысячелетий назад, оставили нам уникальные монументальные сооружения, которые и сегодня формируют живописный ландшафт Сардинии. Эти следы ушедших эпох продолжают вдохновлять исследователей на дальнейшее изучение культуры, религии, обычаев и ритуалов древних сардов.
Изучение древностей Сардинии и ее культуры невозможно без археологических раскопок и археологических исследований, дающих возможность установить периодизацию и хронологию культур и в редких случаях сопоставить с каким-либо из народов прошлого. Древние сардинские цивилизации считались обществами без государственной структуры и письменности, что до сих пор остается предметом изучения.
Выставка представляет собой обзор накопленной информации и развития археологических знаний о культуре Сардинии в глубокой древности: исторический и географический контекст зрителю позволяют понять не только важные находки из археологических музеев Кальяри, Нуоро и Сассари, но и мультимедийные материалы, масштабные модели и трехмерные реконструкции.
Известно, что с V тысячелетия до н.э. на Сардинии появляются гробницы окруженные кромлехами и скальные гробницы «domus de janas». В эпоху неолита люди живут уже не только в пещерах, но и строят хижины, зачастую похожие на полуземлянки, их занятием становится земледелие и скотоводство. Со второй половины IV тысячелетия до н.э. здесь развиваются культуры поздненеолитического времени и эпохи энеолита, погребальные памятники которых представлены дольменами, галерейными и коридорными гробницами. В середине IV тысячелетия до н.э. на Сардинии была освоена металлургия меди на местных рудах. Вторая половина III тысячелетия до н.э. отмечена появлением представителей культуры колоколовидных кубков, когда на территории острова уже существовала особая группа керамики.
Однако неповторимый облик древней цивилизации Сардинии придают мегалитические сооружения, занявшие особое место в местной культуре в эпоху бронзы – так называемые «гробницы гигантов». Они явились предвестниками совершенно уникальных архитектурных сооружений конца II тысячелетия до н.э. – нурагов. В настоящее время их насчитывается до 7000! Возвышавшиеся в древности над поселками из хижин, нураги возводились из грубых камней на круглых основаниях и представляли собой башни с редкими узкими окнами-щелями, запутанной системой помещений, расположенных на разных уровнях и соединенных узкими каменными лестницами. Назначение их остается загадкой. Они могли служить сакральным целям и убежищем для древних сардов в случае военных нападений. Время строительства нурагов охватывает последние века II и начало I тысячелетий до н.э., но их продолжали использовать до середины I тысячелетия до н.э.
Развитие культуры эпохи нурагов связано с эксплуатацией местных руд и освоением металлургии бронзы. Особое место занимают фигурки людей и животных, лодки, найденные в святилищах, являющиеся уникальными в европейской культуре и характерными только для этого острова.
Так, в середине XVIII века сам Иоган Иоахим Винкельман в своей знаменитой «Истории искусства древности» обратил внимание и нашел «уместным сказать несколько слов о бронзовых фигурах из числа найденных на острове Сардиния и заслуживающих некоторого внимания из-за их форм и глубокой древности…. По форме и отделке это совершенно варварские произведения, обладающие в то же время самыми отчетливыми признаками глубочайшей древности той страны, в которой искусство никогда не знало поры расцвета».
Еще одним уникальным явлением в археологии Средиземноморья и Европы можно назвать группу каменных скульптур из некрополя Монте-Прама, которые повторяют бронзовые изображения, только в другом масштабе, и относятся к тому же периоду железного века. Именно в железном веке (900/850 – 600 гг. до н. э.) на Сардинии появляются элладские материалы и их имитации, а на территориях Испании, Италии, на островах и в северной Африке найдены материалы эпохи нурагов.
Наследие мегалитической культуры ощущается и в Средние века, о чем свидетельствует письмо, которое Папа Григорий Великий написал Госпитону, вождю барбарикинов, в 594 году, жалуясь на то, что горцы Сардинии продолжают поклоняться камням и деревьям, то есть менгирам и бетилам – памятникам мегалитических культов эпохи нурагов. И здесь снова проявляется наследие тысячелетней мегалитической культуры, которая до сих пор отличает ландшафт и культуру Сардинии.
Куратор выставки: Юрий Юрьевич Пиотровский, заместитель заведующего Отделом археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа.
Готовится к изданию иллюстрированный научный каталог «Сардиния – остров мегалитов. От менгиров к нурагам: история в камне в сердце Средиземного моря». Авторы статей – научные сотрудники музеев Сардинии.
Международный проект «Сардиния – остров мегалитов. От менгиров к нурагам: история в камне в сердце Средиземного моря», включающий выставки в Государственном Эрмитаже, Музеях Берлина и Национальных археологических музеях Салоник и Неаполя, реализован при поддержке Департамента туризма региона Сардиния.
Источник: https://bit.ly/3jOeenh