Парадокс состоит в том, что никакой единой Италии в то время не существовало. На территории Апеннинского полуострова, ограждённого от остальной Европы труднопроходимыми горами, умещалось множество самостоятельных государств, каждое из которых имело свою историю и собственную культуру. Основой этих государств были города. Но их гордая независимость уживалась с языковой общностью и опиралась на античный культурный фундамент. Это определило значение культуры Италии, которая гораздо более многопланова и сложна, чем культура остальных европейских стран.
Италия XVIII — начала XIX века — Мекка для художников и поэтов, главная и обязательная часть гранд-тура по Европе, которым завершалось образование просвещённых вельмож. В сознании путешественников складывались свои «образы Италии». Поэтому не только каждая нация имеет свою собственную Италию, ибо у французов одна Италия, у англичан другая, а есть также Италия немцев, Италия русских, но у каждого отдельного индивида складывается своя собственная картина этой страны, основанная на том, что он прочитал, увидел, услышал и осмыслил.
На однодневной выставке к лекции-концерту мы увидим разнообразие этих образов. Хранители графики Российской государственной библиотеки впервые для публики раскроют роскошный Королевский атлас Августа Сильного, альбомы рисунков Тома де Томона, покажут гравюры с видами городов, знаменитых сооружений и природных чудес.
Самая популярная русская книга об итальянской культуре «Образы Италии» была написана в начале ХХ века Павлом Муратовым, который служил в Румянцевском музее хранителем отдела изящных искусств и классических древностей.
Ведущим нашего вечера будет Аркадий Ипполитов, автор серии книг «Образы Италии XXI», хранитель гравюры Государственного Эрмитажа. Его понимание образов Италии соединится с музыкой итальянских композиторов в исполнении ансамбля солистов «Imaginarium» под руководством Дениса Голубева.
Источник: https://bit.ly/3lzgGiQ