Российско-итальянский Форум-диалог по линии гражданских
обществ

XIII российско-итальянский cеминар для музейных сотрудников пройдет 17 мая

Итальянский Институт культуры в Москве, Российский национальный музей музыки в партнёрстве с Российским комитетом Международного совета музеев (ИКОМ России) приглашают принять участие в XIII Семинаре для музейных сотрудников «Методы реставрации и консервации тканей».

17 мая 2021 года в преддверии Международного дня музеев и в программе «перекрёстного» Года музеев Россия и Италия 2021-2022 состоится профессиональная встреча с ведущими итальянскими специалистами в области музейного дела и реставрации тканей.

Музейные предметы, выполненные из ткани, являются неотъемлемой частью культурного наследия. Их сохранение – первоочередная задача, выполнимая с помощью профессиональных реставраторов данного направления. Обмен опытом по реставрации тканей призван содействовать повышению профессионализма реставраторов, развитию данного направления реставрации, и в целом, способствовать сохранению уникальных памятников материальной культуры и искусства.

В этом году семинар пройдет в формате диджитал на итальянском языке с синхронным переводом на русский:

  • очно в Музее Сергея Прокофьева (Москва, Камергерский пер., 6) и

  • дистанционно с трансляцией для зарегистрированных участников через ZO Семинар посвящается памяти Доретты Даванцо Поло – крупнейшему специалисту по старинным тканям, куратору более 60 выставок, посвящённым тканям, и главному хранителю на протяжении десятка лет Музея кружев в Бурано, Италия.

Участие в семинаре бесплатное, для участия необходимо направить заявку в свободной форме по адресу электронной почты: info.iicmosca@esteri.it до 14 мая 2021 года, с обязательным указанием имени, должности и контактных данных, с пометкой в какой форме (очно и дистанционно) вы планируете принять участие. После регистрации вы получите подтверждение с приглашением принять участие в очном формате или ссылку на Zoom.

Обращаем внимание, что количество мест для очного присутствия ограничено! Всем зарегистрированным очным участникам по окончании семинара выдаётся специальный сертификат участника.

Программа:

10.00 Приветствие генерального директора Российского национального музея музыки Михаила Брызгалова;

10.10 Приветствие директора Итальянского Института культуры в Москве Даниэлы Рицци;

10.20 Приветствие исполнительного директора Российского комитета Международного совета музеев (ИКОМ России) Ольги Чистановой;

10.30 Докладруководителя Музея Мочениго (Центр изучения истории тканей и костюмов), Музея кружева в Бурано и Музея стекла в Мурано (г. Венеция) Кьяры Скуарчины: «История моды и костюма в Венеции в XVIII в.»

Несмотря на очевидный упадок в Венеции в восемнадцатом столетии, мода и богатые наряды того времени вызывали всеобщее восхищение и продолжают и сегодня привлекать к себе внимание всего мира. Несколько предметов одежды и обуви из коллекции Музея Мочениго можно увидеть на выставке «Под маской Венеции» в Музее-усадьбе Царицыно.

Кьяра Скуарчина с 1996 года работает в Городских музеях Венеции, ныне носящих название Фонда городских музеев Венеции, занимая должность директора музейной зоны №2, а также возглавляет Палаццо Мочениго (Центр изучения истории тканей и костюмов), Музей кружева в Бурано и Музей стекла в Мурано. Кьяра Скуарчина два года преподавала в Академии изящных искусств курс о музейном деле. Дополнительно она посещала курсы при Фонде «Лизио» (Флоренция), Музее Польди-Пеццоли (Милан) и Фонде «Антонио Ратти» (Гуанцате, Ломбардия), чтобы углубить свои знания о тканях. Большинство выставочных пространств Городских музеев Венеции, как временных, так и постоянных, созданы при её непосредственном участии. Благодаря Кьяре Скуарчине был разработан и реализован первый в Италии проект под названием “Backstage”, предусматривающий экскурсии в хранилища Палаццо Мочениго.

11.10-11.50 Доклад руководителя швейной мастерской и костюмерного цеха Римского оперного театра (г. Рим) Анны Бьяджотти: «Прошлое и будущее хранилища костюмов Римского оперного театра».

Коллекция Римского оперного театра насчитывает около 60 тысяч костюмов и аксессуаров. Среди них есть костюмы Луиджи Сапелли (Карамбы) из роскошного шёлка с великолепной отделкой; ткани Марио Фортуни, узор для которых выполнен при помощи деревянного пресса и металлической пыли; костюмы, созданные Данило Донати для оперы Джузеппе Верди «Альзмира». Анна Бьяджотти расскажет о том, как хранятся костюмы, самые ранние из которых датированы концом XIX века, как они реставрируются и заново используются в современных постановках.

Анна Бьяджотти – художник по костюмам, руководитель швейной мастерской и костюмерного цеха в Римском оперном театре, создавая костюмы для различных постановок таких известнейших режиссеров, как Дзеффирелли, Кривелли и Менегатти. Анна Бьяджотти также сотрудничала с миланским оперным театром «Ла Скала»: во время учебы в Академии изящных искусств Брера в Милане она работала ассистентом костюмера в театре «Ла Скала». Дальнейшая карьера привела ее к сотрудничеству с известными театрами, такими как «Пикколо» в Милане и «Реджио» в Парме. С 1989 г. Анна Биаджотти работает в Римском оперном театре, а с 1994 г. руководит швейной мастерской. Деятельность Анны Бьяджотти получила высокую международную оценку. и признание, она была отмечена премией «Bucchi» как лучший художник по костюмам для балета и премией «Cinearti la Chioma di Berenice» за лучшие костюмы для оперы.

11.50-12.20 Перерыв

12.20-13.20 Доклад директора Музея искусства Востока (г. Венеция) Марты Босколо Марки и реставратора Музея искусства Востока (г. Венеция) Анны Пассареллы: «Парадный военный костюм из коллекции Музея искусства Востока, Венеция. Изучение, реставрация и консервация».

Музей искусства Востока в Венеции недавно восстановил парадный военный костюм династии Цин, который был приобретен Энрико Бурбон-Пармским в 1888 году в Китае. Костюм, долгое время находившийся на хранении в Институте Антропологии Падуи, был отреставрирован для размещения на экспозиции в новом здании музея в бывшей церкви Сан-Грегорио. Предварительный анализ и кропотливая реставрационная работа позволили детально изучить многочисленные аспекты, связанные с изготовлением данного изделия, а также обеспечить его экспонирование.

Марта Босколо Марки – лауреат премии «ЭРМА», специалист в области истории искусств; искусствовед, чья деятельность отмечена многочисленными достижениями. С 2012 года Марта Босколо Марки является искусствоведом при Министерстве культуры, а с 2015 года –директором Музея искусства Востока (г. Венеция). Марты Босколо Марки занимается изучением, сохранением и комплектованием музейных коллекций, руководит работами по реставрации, активно участвует в международных культурных программах. С 2017 Марта также совмещает руководство Музеем искусства Востока с преподаванием истории и техники реставрации в университете Падуи.

Анна Пассарелла является дипломированным специалистом в области текстильного искусства. С 1987 года занимается реставрацией тканей, представляющих историческую ценность, прежде всего, гобеленов. Анна Пассарелла также принимает активное участие в конференциях и встречах по реставрации тканей. Её работы публикуются в специализированных журналах и многочисленных каталогах выставок, заказчиками которых являются учреждения культуры и музеи различных регионов Италии. Среди основных работ следует выделить: реставрацию сценического платья и различных аксессуаров, принадлежавших итальянской актрисе Элеоноре Дузе, реставрацию текстильных находок, относящихся к XV в., принадлежавших супруге Эразмо да Нарни, реставрацию фламандского гобелена XVI в. «Вознесение» и многие другие.

Источник: https://bit.ly/3fguieo

12 мая 2021